Русский
Уважаемые педагоги!
Присылайте в наш Альманах свои наработки. Поделитесь ими со всеми через наш Альманах. Станьте соавтором Альманаха, прославьте себя и свою школу. И пусть нашим ученикам учёба доставляет только радость.
Наш урок сегодня обобщающий. В мире русский язык, культура, поэзия и литература признаваемы и уважаемы, чего нельзя сказать о России в целом. Нет ли в этом противоречия? Сильны мы или слабы? Рабы мы или нет? Европа мы или Азия?
Откуда есть пошла русофобия? Кто виноват? Что делать?
Попробуем ответить совсем кратко – за один урок.
Фобия – это боязнь. Боятся сильных или слабых? Сильных. Русофобия? – значит, Россия сильная. Итак, вопрос о слабости закрыт.
Идём далее. Долго самое большое число соседей
и самая большая территория может быть только
– у самого гостеприимного и миролюбивого народа.
Долго самое большое число народов могут жить вместе только
– в самой гостеприимной и веротерпимой стране.
Хорошее определение дал Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу: «Россия — это континент, который притворяется страной. Россия — это цивилизация, которая притворяется нацией»
Самое большое число алфавитов могут жить только
в самой просветительской стране.
Проясняется? Идём далее.
Точность абсолютная существует только в математике, которая есть модель.
Точность до сотых существует в бухгалтерии – там округляют до центов и копеек.
А в физике и в реальном мире в целом всё приближённо. Инженеры, строители приближённо – с той или иной ограниченной точностью, причём длина единичного отрезка 1ед.=1,000… – это тоже приближённо, т.к. трудно измерить с точностью до атома – атомы-то вибрируют, а электронные орбитали «размазаны» в пространстве.
В истории и культуре точное описание – это полное описание, во-1-ых, множества всех действий всех живших в данную эпоху людей и, во-2-ых, множества результатов всех слов и действий (событий, книг, картин, кинофильмов, дворцов…). Поскольку столь полные записи никогда не велись и не будут вестись, нам доступно лишь моделировать.
Какой язык для этого будет наиболее удобен?
– Язык математики?
– Нет… Математика лаконична, но язык маркетинга лаконичнее.
– Неужели пиктограммы?
– Не совсем. Но мысль смелая. Да, мир прошёл забавную эволюцию:
пиктографическое письмо –
алфавит и рост словарного запаса –
книгопечатание утоляет информационный голод в массах –
цифровые технологии предельно удешевляют производство информации –
перепроизводство информации – стресс от рекламы и новостей –
интернет-культура в XXI веке задвигает алфавит (рукописное письмо, чтение книг) и унифицирует разноязычных потребителей через защищающий от информационного стресса культ лаконизма («Не надо много букв») –
редукция до пиктограмм.
Но в языке рекламы и маркетинга есть ещё несколько более ёмких инструментов описания – корпоративные ценности: цели, миссия, девизы, слоганы и т.д.
Ценности и миссия в маркетинге – как характерные особенности функции в алгебре.
Помните? – Описать функцию – это описать все её характерные особенности.
Если у корпорации нет миссии (плана, как идти к цели), значит, она или не конкурентна (незнающий дорогу к цели обречен не дойти), или паразитирует (афишировать паразитическую миссию в наше время невыгодно).
Так же и со странами – каждая страна должна быть экономически состоятельной конкурентоспособной корпорацией со своими корпоративными ценностями.
Опишем миссию и ценности – поймем проект Русь-Россия-СССР-РФ.
Не опишем – останемся в 1866 году: В Россию можно только верить.
Ф.И. Тютчев
Приступаем. Первое. Ценности России.
– Все согласны, что ценности страны, ценности народа обязательно присутствуют в самой почитаемой этим народом книге? Тогда – разминка!
– Вопрос 1й: главная народная книга испанцев?
– «Дон Кихот».
– Молодец, Ксения. Это их светская библия, энциклопедия, без неё испанцев не понять.
– Вопрос 2й: главная светская книга арабов?
– Сказки «1001 ночь».
– Мо-ло-дец, Витя.
– Вопрос 3й: Главная светская книга греков? Софья, твоя версия?
– Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
– Молодец, Софья, у греков дилогия. Можно добавить, культовая книга грузинов – «Витязь в тигровой шкуре», у индусов – «Рамаяна», у поляков – «Потоп», у сербов – «Мост на Дрине». Домашнее задание (ДЗ): вспомнить авторов культовых библий-сказок у «датчан и разных прочих шведов». Закончим разминку.
– Теперь каждый на листочке пишет те книги, которые, как он считает, обязаны войти в список претендентов на звание русской светской библии.
– А пока вы пишите, дам подсказку: главная книга страны – это книга одновременно – и стариков из элиты, и обычных школьников из простого народа, и их родителей.
– Хорошо. Сдавайте листочки. Подведём итоги.
Итак, верно, светских библий у России не одна, не две. У великого народа их больше:
в ПРОЗЕ:
«Преступление и наказание» – библия-ключ к душе или книга № 1 в мире;
«Война и мир» – большая библия (книга № 1 в мире по версии Newsweek);
«Тихий Дон» – библия казачества (Нобелевское признание);
в СТИХАХ:
«Руслан и Людмила» – связь времён и поколений – как неизбывно –
– былинная библия России: Там русский дух… там Русью пахнет!
А.С. Пушкин
«Слово о полку Игореве» – как нельзя –
– библия-исповедь: Не сами ль вы, растратив в распрях силы,
Полки поганых в отчий край ввели…
«Василий Тёркин» – как было –
– солдатская библия Авангардного века: Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
А.Т. Твардовский
«Евгений Онегин» – дух элит и дух народа, дух времени – как есть –
– библия-энциклопедия Серебряного века: Не дрогнет никогда рука
Разбить сосуд клеветника.
А.С. Пушкин
«Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 года» – как должно –
– библия-программа из Золотого века: …может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов
А теперь нам надо из всех слов всех этих книг взять… да и вычленить буквально три самых главных и ёмких слова. Они должны быть универсальны, объединять, включать в себя (подмножествами) все прежние, начиная с «Москва – третий Рим», официальные и неофициальные варианты формулировок. Они должны не разъединять разных людей (разных по своим корням, крови, вере, возрасту, образованию, судьбе и так далее), а объединять. В идеале – одинаково звучать в разных сердцах. В идеале – объяснять нас иностранцам. В идеале – чтоб красиво было, чтобы ценности сложились в девиз типа французского «Свобода, равенство и братство».
– Что получится? Есть версии?
– Мир?
– Да, конечно, «мир» включаем. Это ёмко.
– Отечество? Страна?
– Нет, «страна» не подойдёт: РУССКИЙ МИР шире, чем страна. Ищите пересечение
8-ми множеств – трёх библий в прозе и пяти библий в стихах.
– Империя – вряд ли. М-может… Единство?
– Нет, «единство» в девизе трети стран. Нужна уникальность, узнаваемость.
– Справедливость – наверно, длинное слово для девиза? Может… Правда?
– Нет, ни Достоевского, ни сказки Пушкина нельзя понимать буквально.
– А! У Пушкина «Там русский дух…» Тогда – душа или дух?
– Страна Души – это Абхазия, а «дух», конечно, включаем. Это ёмко.
– Герои? Или народ?
– Нет, но хорошо, что не предложили «народность».
– Победа? Слава?
– Нет, неужели забыли про «ни слава, купленная кровью…»?
– Мощь? Сила?
– Нет, «дух» уже подразумевает и «силу».
– Развитие? Свобода?
– Нет, ёмче, чем и «мощь», и «свобода» – это воля! Короче:
Девиз и ключевые ценности России: «Дух, мир, воля».